Фарфор и керамика Capodimonte. Немного истории.


Capodimonte - так называется одна из зон Неаполя. Во времена правления короля Карла  из династии Бурбонов Неаполь стал третьим промышленным городом в Италии.
Он построил в городе знаменитый оперный театр Сан-Карло, Национальную библиотеку, Археологический музей,  начал раскопки в Помпеи.


В 1738 Карл  женился на саксонской принцессе Марии Амалии Valpuga, внучке императора Августа Сильного, основателя знаменитой фабрики фарфора в г. Мейсен.




 

 
Это послужило толчком для идеи открыть фабрику по производству фарфора в Неаполе. В то время в Италии были открыты первые две фабрики: в Венеции (1720) и в Турине (1737)
.Строительство фарфоровой фабрики было завершено в 1743 году. Глину привозили из Калабрии. Фарфоровая паста получилась мягкой, молочного цвета, пластичной, мелкозернистой, превосходила своим качеством французскую и немецкую.
Первыми мастерами были отец и сын Шеперс,  Джованни Казелли, которые готовили фарфоровую массу, скульптор Джузеппе Грикси, художник Джузеппе Делла Торре, резчик Амброджо Ди Джорджо.
Успех фарфора Каподимонте обеспечила удачная гармонизация отличного качества фарфоровой пасты, таланта мастеров и особенного лака, который пропитывал изделия, создавая эффект "под стекло". Фарфоровые изделия были признаны уникальными произведениями мирового искусства.
Вначале мастера вдохновлялись саксонским фарфором, но, вскоре, полученные эффекты и качество фарфора потребовали более элегантной и утонченной формы, более изысканных живописных акцентов. Мастера стали брать за образец китайский и японский фарфор. Постепенно художники стали создавать свои проекты, воплощая свои идеи, опыт и талант.
Творческие поиски дали прекрасные результаты, которые очень быстро сделали фабрику известной во всей Европе. Так появились на свет изящные табакерки, вазы, кувшины, кофейники, статуэтки, столов
ые сервизы, декоративные тарелки, каминные часы и т. д.
Товарным знаком являлась лилия Бурбонов.

К сожалению, в 1759 году завод был закрыт по приказу короля Карла , который уехал в Испанию, чтобы наследовать престол своего брата Фердинанда VI, и увез с собой все материалы и печи для изготовления фарфора а также всех мастеров.

В 1759 трон Неаполя перешел к его сыну Фердинанду I. Он решил возобновить производство фарфора, но фабрика открылась только в 1773 году. Называлась Королевская Фабрика Fernandea. Товарным знаком стала синяя буква "N" под короной.


Так появляются три периода в развития производства фарфоровых изделий в Capodimonte:
первый 1773-1780 г. под художественным руководством скульптора Франческо Селебрано;
второй 1780-1800 г. - 20 лет периода расцвета под художественным руководством Доменико Венути, который основал Художественное училище при фабрике;  
третий период 1806-1815 г. с приходом в Неаполь французского господства  городом правят Джузеппе Бонапарт и Джоаккино Мурат. Фабрика по производству фарфора была продана частным лицам .  Это был период упадка.

После объединения Италии король Фердинанд I вернулся в Неаполь и возобновляет производство фарфора, занимается обустройством королевского дворца в Capodimonte и выделяет несколько залов под музей.
В последующие годы мастера, следуя моде и спросу покупателей стали следовать декоративному цветочному стилю который и сейчас является очень популярным и востребованным.
В середине 19 века были созданы первые семейные ремесленные фабрики по производству фарфора и керамики. Но только некоторые из них несут живые традиции Capodimonte.

Сейчас существует более 100 ремесленных мастерских, где работают целыми семьями. Фарфор Кародимонте всегда отличается изысканным вкусом, изящными формами и талантливой работой. Лучшие мастера стараются следовать этим принципам и сохранять традиционные техники работы.


Музей
  Музей Capodimonte располагается на 1-ом этаже Королевского дворца. Строительство дворца началось в 1738 году по приказу короля Карла Бурбонского. Строительство и реконструкция дворца продолжались несколько столетий, до 1957 года, когда в его стенах открылся Национальный музей Capodimonte. В зале номер 52 расположен знаменитый Салон фарфора, коллекция которого составляет  более 3 -х тысяч экспонатов. Этот знаменитый салон фарфора был заказан королем Карлом для королевы Марии Амалии и был закончен в 1759 году. Проект салона был разработан художником Джованни Баттиста Натали. Изготовлением этих прекрасных панелей занимались все рабочие фабрики под руководством Джузеппе Гриччи. Салон выполнен в китайском стиле, декор состоит из веток, плодов, листьев, цветов, животных и бытовых сцен. Зал украшают большие зеркала и красивая люстра, изображающая китайского юношу с драконом. Потолок выполнен в технике имитации фарфора. Салон вначале располагался во дворце Portici. После объединения Италии и приходом к власти династии Савойя директором музея был назначен Аннибал Сакко, который пополнил коллекцию картин, скульптур, оформил новые залы под музей. В 1866 году он демонтирует салон фарфора и перевозит его в Capodimonte. В галерее он собирает весь фарфор, который был сделан или куплен во времена правления династии Бурбонов, изготовленные как на итальянских фабриках, так и в других странах. Например, здесь находятся знаменитые сервизы Королевской фабрики с изображением самых красивых видов Неаполя, пейзажей Сицилии и других провинций Италии. 




Немного о технологии
Производство фарфора - процесс достаточно трудоемкий. В начале идея мастера воплощается в рисунок. Потом вручную вырезается гипсовая модель. Когда гипсовая форма застывает, в нее выливают смесь жидкой фарфоровой пасты.
После сушки фарфора переходят к завершающей стадии - обжигу фарфора при t° 1250 гр. Потом художник расписывает изделия и его опять запекают. В результате получаются изделия высокого качества.
Композиции из фруктов и овощей, цветов; птицы, животные, насекомые - все это застывает в фарфоре. Работы мастеров Capodimonte славятся по всему миру красуются на многих выставках. 


Процесс изготовления :



Примеры готовых работ 


Комментарии

Популярные сообщения